Войти / Бесплатный доступ

Шаг 4. Идейно-тематическая направленность романа

Четвёртый шаг подготовлен предыдущим. На этой стадии разбора ты формируешь понимание об идейной и тематической сущности произведения. Если ты понял художественную образную мысль романа, мысленно «очертил» предметную область распространения фабулы и сюжетных линий произведения – ты понял произведение.

Создавая актуальный роман «Преступление и наказание», писатель изобразил трагедию мыслящего героя-индивидуалиста, сочинившего античеловеческую теорию, болезненно упивавшегося ею и испытавшего крах перед лицом «живой жизни».

Суть и основное идейное содержание романа – развенчание бесчеловечной теории идейного убийцы Родиона Раскольникова. Считается, что гениальное произведение - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х годов: терпит крах индивидуалистическая идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество. Индивидуалистический бунт против социальной несправедливости, даже в мире насилия и наживы, неизбежно сопровождается кровью. По мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества. Счастье покупается страданием.

Предлагая М.Н.Каткову новое произведение, Достоевский так представляет его основную мысль:

«Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. „Она никуда не годна“, „для чего она живет?“, „Полезна ли она хоть кому-нибудь?“ и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении „гуманного долга к человечеству“, чем уже, конечно, „загладится преступление“».

Философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х годов таков: терпит крах индивидуалистическая идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество.

Несостоятельность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже на начальных стадиях преступления. После того, как Раскольников замыслил совершить убийство, он целый месяц терзался сомнениями. Даже за двое суток до рокового дня, производя «рекогносцировку» места будущего преступления, Раскольникова обуревают сомнения в человечности своей задумки. Ведь он преступник не «по призванию». Внутренне Раскольников сразу же начинает ощущать несоответствие своего мироощущения и мировоззрения – теории, изложенной в статье.

Не будучи искушённым преступником, Раскольников допускает ошибки, оставляет улики. Реальность не умещается в логическую схему, смоделированную Раскольниковым в статье, и тщательно разработанный «сценарий» преступления нарушается: в самый неподходящий момент - появляется Лизавета (собственно, одна из тех «страждущих», ради которых Раскольников идет на преступление), и Раскольникову приходится убить ее (а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка). Беспечно оставлена открытой дверь. Истерический характер Раскольникова ломается, Раскольников начинает выдавать себя – «показывать язык».

После совершенного Раскольниковым двойного жестокого убийства – старухи-процентщицы и сестры её Лизаветы, по мысли Достоевского, «развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое ... …Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело».

Авторская идея подготовлена всем ходом романа:

разочарование убийцы в себе как «право имеющим»;

непринятия простыми людьми идеи «наполеономании»;

Лужин – изгнан;

Свидригайлов – стреляется;

Порфирий, как представитель закона, предлагает Раскольникову явиться с повинной, пострадать за совершённое зло;

каторжане считают идейного убийцу безбожником;

Раскольников встал на путь исправления.

 

Спустя без малого два года после совершения страшного преступления, на каторге, после очистительной болезни, нераскаявшийся идейный убийца, словно библейский Лазарь, возродился к новой жизни с Богом. Его воскресила любовь к Соне Мармеладовой.

Яндекс.Метрика